Осенняя практика в респ.Карачаево-Черкесия 2013

С  02.11.2013 по 09.11.2013  кружок ШФ-11-69 Школьного Факультета МГГРИ-РГГРУ прошёл геологическую экскурсию в республике Карачаево-Черкессия.

Прибыв 02.11.2013 на железнодорожную станцию Армавир, мы из этого города отправились на автомобиле в пос. Рожкао Урупского района КЧР,расположенного в долине реки Большая Лаба. Прибыв поздно вечером в посёлок, мы разбили лагерь на берегу притока реки Б. Лаба - Рожкао. На следующий день мы сели  на автомобиль повышенной проходимости  - "Урал" и отправились к хребту Дженту, расположенному к западу от посёлка Рожкао и являющийся водоразделом рек Малой и Б.Лабы. Ориентировочно по нему проходит граница Краснодарского края и КЧР.

Пробыв в пути около часа, мы прибыли на стоянку. В этот же день мы совершили первый маршрут в пещеру Южный Слон, расположенную всего в 5 минутах ходьбы от лагеря.

Поскольку вход в пещеру представляет собой 8-ми метровый карстовый колодец, туда мы спустились с помощью альпинистского снаряжения, предварительно пройдя небольшой курс альп. Подготовки в Москве. Далее мы спустились по залу, наклон которого составляет 35-45 градусов. Внизу есть разветвление. Мы пошли направо. Пройдя узкий ход, мы увидели расширение, а справа-шкурник (лаз высотой ок.0,5 метра), далее шли просторные залы и подземная речка. Зайдя в тупик, мы повернули обратно, пройдя тем же маршрутом и вышли снова в главный зал. Из него мы пошли налево, в другой зал, где текла речка. Далее мы вышли на поверхность и вернулись в лагерь.

Маршрут №2 имел направление  в Голубой Каньон. Его устье расположено в 1 км от стоянки. Это уникальное геологическое образование, представляющее собой совместное воздействие эндогенных и экзогенных процессов - тектонический разлом и эрозионную форму рельефа. По его дну течёт река Левый Рожок.  Мы спустились в каньон по верёвке и прошли по его тальвегу.

Мы смогли добраться в верховья каньона.

Нами в каньоне были сделаны записи и отбраны образцы милонитов и тектонических брекчий. Данный маршрут запомнился нам труднопроходимым каньоном, поскольку нам приходилось преодолевать крутые склоны и массивные валуны.

На следующий день мы отправились высоко в горы на высоту 2000-2500 метров на альпийские луга. Этот маршрут запомнился тем, что мы видели смену высотных поясов. От смешанных лесов до альпийских лугов. Мы хотели достичь главной вершины хребта Дженту, но время поджимало. Впечатления остались хорошие. В этот же день мы собрали лагерь и, сев на вездеход, поехали  через пос. Рожкао на Грушевую поляну, расположенную к северу от пос. Рожкао, по дороге на пос. Курджиново, в долине р. Б. Лаба.

Первый маршрут мы совершили в балку  Больничная (своё название балка получила в честь госпиталя, располагавшегося в посёлке Азиатский во время  2-ой Великой Отечественной войны). Ранее там добывали серпентиниты.

В следующий маршрут мы пошли на Быковское полиметаллическое месторождение, расположенное по дороге в сторону пос. Рожкао. Нужно перейти деревянный мост через р. Б. Лаба и пройти по отвалам из штолен.  Все 3 штольни, в которые мы попали, нами пройдены до конца не были из за того, что по мере продвижения вглубь штолен, повышалась концентрация сероводорода в воздухе, что было заметно ощутимо.

Эти штольни разрабатывались на добычу свинца, цинка и меди, так как месторождение представляет так называемую железную «шляпу».  Сейчас там многие штреки забетонированы. В данный момент разработка не ведётся.

Последний маршрут был на балку Мощевую. Она располагается чуть севернее грушевой поляны за пос. Азиатский (это следующая балка по пр. борту долины р. Б. Лаба после балки Больничная). Там мы видели обнажение песчаников и холодный контакт их с гранитами. Балка примечательна труднопроходимым рельефом. У входа в балку мы видели разработку серпентинитов.

Наша поездка прошла успешно. Мы увидели одно из красивейших мест Кавказа, побывали в труднодоступной пещере и погуляли по штольням Быковского месторождения.